Детский сад "Родничок"

Методическая разработка по экологии воспитателя детского сада "Родничок" разновозрастной группы Шубёнкиной А.С.

Конспект занятия по экологии для старшей подгруппы

Признаки весны. Рисование «Пришла весна, прилетели птицы».

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.

Цель: уточнить признаки весны; учить передавать в рисунке картины природы упражнять в красивом расположении изображения на листе; закреплять умение использовать для выразительного решения темы разные материалы; развивать эстетическое восприятие; формировать представление о весне как периоде пробуждения природы: показать зависимость роста растения от изменений в живой природе, связанных с приходом весны; закрепить названия первых весенних цветов.

Задачи: выражать положительные эмоции при чтении стихотворения и прослушивании музыкального произведения; уметь поддерживать беседу о признаках весны, высказывать свою точку зрения; уметь интересоваться изобразительной детской деятельностью.

Материалы и оборудование: рисунки и картинки с изображением весенних цветов, птиц, цветные восковые мелки, акварель, гуашь (белила).

Содержание организованной деятельности детей

1. Вводное слово воспитателя

Воспитатель: Послушайте стихотворение Юнны Морис «Весна».

Динь дон! Динь дон! И у пуделя – улыбка!

Это что за нежный звон? И в аквариуме рыбка

Это пролесок- подснежник Улыбнулась из водицы

Улыбается сквозь сон! Улыбающейся птице!

Это чей пушистый луч Вот и получается,

Так щекочет из-за туч, Что не помещается

Заставляя малышей На одной странице

Улыбаться до ушей? Улыбка необъятная,-

Это чья же теплота, До чего приятная!

Чья такая доброта Вот такой длины,

Заставляет улыбаться Вот такой ширины!

Зайца, курицу, кота? А по какому поводу?

И по какому поводу? Идет Весна по городу!

Идет Весна по городу!

Весна Мартовна Подснежникова,

Весна Апрелевна Скворешникова,

Весна Маевна Черешникова!

-Посмотрите, какая красавица Весна пришла к нам в детский сад. ( ставит на стол три куклы, украшенные подснежниками, птицами, ягодами). Почему автор дала весне такие имена: Мартовна Подснежникова, Апрелевна Скворешникова, Маевна Черешникова? (Имя название весеннего месяца, а отчество- название главного признака этого месяца.)

-Когда распускаются подснежники? (В марте)

-Когда прилетают скворцы? (В апреле)

-Когда спеет черешня? (В мае)

2. Ознакомление с признаками весны:

Ребята, скажите, как называется первый весенний месяц. А в народе его называли «утром года». Почему? Праздновали встречу весны всегда.  Собиралась весна давно в дорогу, так приди же, приди, просили люди. Дети закликали весну, забравшись по выше на изгородь или крышу сарая. Давайте и мы позовем весну.

Приди к нам весна с радостью!

С великой к нам милостью!

Ау, ау, аукаем, весну при аукаем.

Март, март- солнцу рад!

Апрель, апрель откроет дверь.

Май, май, сколько хочешь, гуляй!

Весна- красна, что принесла?

Теплое солнышко, красное летечко!

Весна- красна на чем пришла?

На чем приехала?

На жердочке, на бороночке,

На овсяном колосочке,

На пшеничном пирожке.

Но весна неторопливо разворачивает свое шествие. Ребята, как мы узнаем, что идет весна? Кто назовет первые весенние приметы? (солнце высоко, светит ярче; день становится длиннее; небо голубое, ясное; сосульки; снег чернеет, тает; звенит капель).  В народе март называют капельником. Кто может сказать, почему? Отгадайте загадку: «Белая морковка весной растет». Как вы догадались, что это сосулька? Про сосульку есть шаловливая песенка. Споем ее.

Шаловливые сосульки сели на карниз.

Шаловливые сосульки посмотрели вниз.

Посидели. Чем заняться?

Стали каплями кидаться.

Целый день идет трезвон;

Кап- кап, динь- дон!

Ребята, снег растает, что мы увидим? (землю). Какая же она будет после зимы, появившись из- под снега? (черной, мокрой) А где же трава? Как выглядят деревья? Что с ними происходит? (вода питает землю, корни растения и деревьев, наполняет их влагой, питательными веществами.) Что можно заметить?(на ветках деревьев набухают почки, появляются первые весенние цветы, кое- где пробивается трава.) Вся природа как будто пробуждается от долгого зимнего сна. Какие вы знаете первыевесенние цветы?( подснежники, мать- и- мачеха, сон- трава, хохлатка.) Найди эти цветы на иллюстрации.

А вы ребята знаете, что природу нужно беречь и охранять. Подумайте, что было бы, если бы все стали рвать эти первые весенние цветы? Прочтем стихотворение об этом.

Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты, если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны и не будет красоты.

3.Хоровод « Как весна с зимою».

Придет весна, просохнут полянки, и начинают парни с девчатами хороводы водить, весну славить.

Как весна с зимою повстречалися.

Как зима с весною распрощалися.

Ай, люли- люли повстречалися.

Ай, люли- люли распрощалися.

Как весна ручьями разливалася,

Как весна цветами распускалася.

Как вставало рано солнце красное.

Как светило людям оно ласково.

Как весну мы славим за ее дела.

Слава ей, что она тепло дала.

4. Рисование на тему « Пришла весна. Прилетели птицы».

Я расскажу вам стихотворение о природе.

Уж тает снег, бегут ручьи, в окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи, и лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь, теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь опять надолго миновала…

Алексей Плещеев

Апрель! Апрель! На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи, на дорогах лужи.

Скоро выйдут соловьи после зимней стужи.

Пробирается медведь сквозь густой валежник.

Стали птицы песни петь и расцвел подснежник.

Самуил Маршак

- О каких признаках весны рассказывают авторы в этих стихотворениях? Посмотрите на иллюстрации.

- Давайте нарисуем картинку на тему: «Пришла весна. Прилетели птицы». Продумайте композицию рисунка. Как расположить лист бумаги и изображение на нем? Что можно изобразить? ( Деревья,  проталины, солнце, птиц, гнезда и т.д.)

Дети начинают рисовать. Воспитатель помогает детям придумать композицию рисунка.

5. Рефлексия

- Рассмотрите рисунки на нашей выставке и выберите самые выразительные и актуальные. Что изображено на каждом рисунке?

- Давайте попрощаемся с весенними гостями Мартовной  Подснежниковой, Апрлевной Скворешниковой, Маевной Чернишниковой!

 

 

 

Конспект занятия по экологии для средней подгруппы.

Весна. Признаки весны.

Интеграция образовательных областей: «Познание»(формирование целостной картины мира), «Художественное творчество» (рисование), «Музыка», «Коммуникация», «Социализация».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная.

Цели: учить замечать изменения в природе, сравнивать погоду весной и зимой, передавать в рисунке характерные изменения в природе; воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Задачи: уметь поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения; проявлять положительные эстетические чувства и эмоции при прослушивании песни «Зима пришла»; интересоваться играми, жизнью людей; активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Материалы и оборудование: картинки с изображением снеговика, ранней весны, грибов бумажного кораблика, сосулек птиц в гнезде, подснежников.

Содержание организованной деятельности детей

1.Беседа о признаках весны.

Воспитатель. Зима закончилась. Назовите зимние месяцы. Какое время года наступило после зимы? Какой сейчас месяц? Какие ещё весенние месяцы вы знаете? Какое небо весной? (Голубое, ясное, высокое, чистое, безоблачное.) А солнце какое? (весенние, тёплое, яркое.) Снег какой? (Темный, грязный, рыхлый.)Что происходит со снегом весной? (Тает, темнеет, оседает.) Что происходит с солнцем? (Ярко светит, пригревает, ласкает.) Что происходит с деревьями? (У них набухают почки.) Кто прилетает из теплых краёв? (Птицы: журавли, дикие утки, скворцы.) Что происходит со льдом на реках? (Тает трескается.) Как люди одеваются весной?

2. Сравнение весенних и зимних признаков.

Воспитатель предлагает детям закончить предложения.

1) Зимой небо пасмурное, а весной-…(ясное).

2) Зимой солнце стоит низко, а весной-…(высоко).

3) Зимой воздух холодный, а весной-…(теплый).

4) Зимой дни короткие, а весной-…(длинные).

3.Рассказ воспитателя о весне.

Наступила долгожданная весна. Небо весной голубое, ясное. Солнце светит ярче, греет сильнее. Дует теплый весенний ветерок. Снег темнеет, тает, становится грязным и рыхлым. На крышах висят сосульки. На деревьях набухают почки. Из дальних стран прилетают первые перелетные птицы. Люди сменили зимнюю одежду на весеннюю. Дети рады весне. Они пускают кораблики, катаются на самокатах и велосипедах. Весной люди сажают растения в садах и огородах.

Дети после прослушивания рассказа могут пересказать то, что запомнили.

4. Игры

Скажите ласково.

Например: ветка- веточка.

Ветер, солнце, ручей, цветок, снег, лист.

Найди рисунки, относящиеся к весне.

На рисунках изображены: снеговик, грибы, кораблик из бумаги, сосульки, птица в гнезде, подснежники.

5. Слушание песни «Зима пришла»

Дети определяют характер и темп музыки, объясняют содержание и смысл песни.

6. Рисование.

Воспитатель показывает иллюстрации с изображением ранней весны, дети отмечают весенние признаки: проталины, ясное небо, яркое солнце.

Воспитатель предлагает детям изобразить весну и украсить рисунками группу, показывает приемы изображения людей в весенней одежде, деревьев, птиц.

7. Рефлексия.

- Чем мы сегодня занимались?

- Что вам понравилось больше всего?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия по экологии второй младшей подгруппы

Рисование «Все сосульки плакали». Комплекс упражнений «прогулка»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, чтение.

Цели: учить ритмично наносить мазки, располагая их на лист бумаги в соответствии с направлением сосулек; развивать навыки работы кистью, различение предметов по величине, умение образно воспринимать цветовые пятна; воспитывать эмоциональное восприятие природных явлений, интерес к рисованию; координировать речь с движениями; помогать выполнять общеразвивающие упражнения.

Задачи: проявлять интерес к выполнению игровых физических упражнений, активен при создании индивидуальной композиции в рисунке «Все сосульки плакали», участвовать  в наблюдении из окна, в выставке детских работ, в разговоре с педагогом при знакомстве с приемами рисования, в обсуждении признаков весны, с интересом слушает стихотворение Г. Новицкой «Опять весна пришла на дачу…».

Материалы и оборудование: фланелеграф, фигурки для фланеллеграфа (солнышко, сосульки, капельки), мольберт, кисти, краска голубого цвета, стаканы с водой, листы бумаги.

Предварительная работа: наблюдение за тающими сосульками.

Содержание организованной деятельности детей

1.Создание игровой мативации

Дети с воспитателем стоят у окна.

Воспитатель. Вот подходит к концу зима. Морозы все слабее и слабее, а солнышко пригревает все сильнее.

Опять весна пришла на дачу.

Ликует солнце, день подрос.

И лишь одни сосульки плачут,

Жалея зиму и мороз.

Г. Новицкая

- Снег тает, и на крышах домов появляется много сосулек: больших и маленьких. (Прикрепляет на фланелеграф фигурки сосулек разной величины.) Покажите мне самую большую и самую маленькую сосульки. (Ответы детей.) На что похожа сосулька? (На нос, морковку,карандаш, иголку.) Давайте скажем красивые слова о сосульке. Сосулька какая? Прозрачная, длинная, мокрая, холодная, блестящая, острая.) Но вот солнце начинает припекать (прикрепляет на фланелеграф фигурку солнышка), и вдруг с сосулек начинает капать первые капельки. Сначала редко, потом все чаще. И вот уже целая лужа образовалась под ними (прикрепляет фигурки капелек и лужи). Давайте их быстрее нарисуем, пока они не растаяли совсем.

2.Ознакомление с приемами рисования.

Воспитатель. Давайте вспомним, как капает вода с сосулек. (Начинает пальцем стучать по столу, приговаривая.) Кап,кап.

Дети повторяют его движения, которые постепенно убыстряются. Педагог на мольберте показывает приемы рисования сосулек, а затем, произнося вместе с детьми слова «кап, кап…», ритмично наносит мазки точно под сосульками.

3.Комплекс упражнений:

«Идем на улицу».

Ходьба в колонне по одному.

«Гуляем на участке» (С музыкальным сопровождением (П. Чайковский «Времена года»)).

Солнце, солнце высоко! На цыпочках, руки тянут вверх.

Нам от солнышка тепло. Лёгкие поглаживания руками по лицу.

Тает снег от лучей, Приседание.

Звонко побежал ручей. Бег по кругу.

Вы за ручейком бегите, Ходьба по кругу с преодолением

Лужи все перешагните. Препятствий – луж.

Вот весёлый воробей Руки перекрещены за спиной,

В лужице купается, прыжки на двух ногах по гругу.

Чистит свои перышки Легкое поглаживание рук.

И отряхивается. Потряхивание кистями.

А теперь полетели

И на место тихо сели.

«Возвращаемся в группу»

Ходьба в колонне по одному.

4.Рисование «Все сосульки плакали».

Воспитатель. А теперь нарисуем сосульки. Посмотрите, как они быстро тают. Для рисунка у нас приготовлена краска. Назовите её цвет. (Ответы детей.) Для рисования сосулек у нас приготовлена краска голубого цвета. А зачем нам нужна желтая краска? (Ответы детей.) Правильно, желтой краской вы можете нарисовать солнышко.

Дети выполняют рисунок. Воспитатель контролирует приемы работы, оказывает помощь детям, испытывающим затруднения, поощряет тех, кто дорисовывает дополнительные детали (солнце). Наименее подготовленные дети могут рисовать только капельки.

Во время рисования педагог активизирует деятельность детей: «Как солнышко у тебя, Сережа, светит. Капли с сосулек так часто падают, а у Даши Сосульки только начали таять. Вон как мало капелек упало. Кап, кап, кап…»

5. Рефлексия.

Рисунки детей выставлены на стенде.

Воспитатель. Давайте полюбуемся нашими рисунками. Вам они нравятся?

Капелька за капелькой капает всегда,

Сразу после зимушки вновь примчит весна.

Сосулька тихо тает, блестит ее слеза.

- Чего ж ты плачешь, глупая? Еще придет зима!

Ее слеза прозрачная, как капелька росы,

А перезвона трели – добрый знак весны.

 

13 апреля 2013 в 14:47

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.